Опубликовано: Журнал «Директор школы» 1/2006 http://edu.direktor.ru/lib/author.php?id=22925

Здесь мы публикуем авторскую версию статьи. С версией редакции журнала можно познакомиться по указанной ссылке.

 

Если театр начинается с вешалки, то школа, вероятно,  с вестибюля.

Однако многие руководители до сих пор  ошибочно считают, что дело не во внешней красоте, а во внутреннем содержании,  и порой недооценивают роль первого впечатления, которое складывается у потенциальных партнеров (читай – родителей), попадающих в школу.

ЧТО ждет их за порогом?..

 

Мой опыт посещения образовательных учреждений (по роду своей профессиональной деятельности) свидетельствует о том, что не всегда родители видят реальные доказательства лояльности педагогического коллектива по отношению к таким  гостям. (Кстати,  интерьеры школы  могут запросто позиционировать родителей как «гостей», «посторонних» или «партнеров»).

 

Директору, который хочет выстроить партнерские отношения с родителями, необходимо   как минимум, провести «пространственный аудит».

К примеру, если на школьных стенах не висит ни одной ребячьей поделки, а на окнах не стоят выращенные детьми цветы, — то возникает закономерный вопрос – а где находятся продукты жизнедеятельности основных участников образовательного процесса? Согласитесь, — приходя к кому-то домой и не обнаружив там вещей хозяев, вы вполне резонно подумаете, не ошиблись ли, часом,  дверью?…

А представьте себе родителя, попадающего в эту «образовательную среду» и видящего только пустые коридоры. Будет ли он воспринимать это как место, куда стоит вкладывать свою энергию?

Школьный вестибюль должен приглашать к дальнейшему знакомству, располагать к доверительному общению и показывать, в каком направлении движется это образовательное сообщество.

Соответственно, уместны приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах образовательного учреждения. Родитель должен чувствовать, что с ним говорят.

 

Таким образом, интерьер школьного вестибюля выполняет как минимум три функции:

  • Информационную
  • Образовательную
  • Психотерапевтическую

 

Если коллективу школу удается правильно «встретить» приходящего родителя, можно с уверенностью сказать, что часть напряжения, возникающего при контакте этих двух сторон, снимется.

 

Однако, как говорится, ум хорошо, а два – лучше. И когда на наш сайт (www.inter-pedagogika.ru) обратилась молодая учительница с просьбой подкинуть идеи для оформления школьного вестибюля,  желающих помочь ей оказалось предостаточно. Привести полный текст дискуссии не представляется возможным, но некоторые высказывания достойны публикации.

 

Итак,

 

Идеи для оформления школьного холла

Как я себе представляю идеальный вестибюль школы?
1.Чистота.
2.Приветливость персонала, который встречает родителей (гостей).
3.Море информации (стенд).
4.Удобные места для отдыха (ожидания)
5.Свежая литература по образованию (газеты, журналы)
6.ЦВЕТЫ — обязательно.
7.Детские поделки (рисунки) — обязательно!
8.Доска Почета (в одной школе сделали «Звездную доску» — отличная идея!)
9.Телефон (в почти свободном доступе)
10.Бумага и ручка.

Что должно быть на информационном стенде?

-Расписание
-Информация о школе и учителях*
-Информация о школьных проектах, акциях, праздниках
-Информация об успеваемости (достижениях) детей (ОБЩАЯ, а не выпячивание отличников)
-Новости образования (постановления, события)
-Новости города (PR для привлечения родителей к стенду)
-БЛАГОДАРНОСТИ — детям, учителям и родителям, социальным партнерам и спонсорам
-ПАМЯТКИ родителям по разным вопросам (список нужных вещей; список учебников; адреса центров дополнительного .образования микрорайона и т.д.)
-ЯЩИК для предложений!
===================================
* — образовательные программы, реализуемые школой; ФИО классных руководителей; ФИО учителей-предметников; часы приема администрации; часы работы столовой и медпункта и т.д.;

*  *  *

Hettie (США):

 

В вестибюле должно быть обязательно  достаточное количество «сидячих мест» и какая-нибудь растительность (чтобы глаз на ней отдыхал).

Остальное — в зависимости от финансовых возможностей школы.

В нашей школе имеется довольно большой журнальный столик, и на нем разложены несколько последних выпусков печатных материалов о школе (например, последний выпуск школьного newsletter, новости PTA (родительско-учительской организации), листовки — объявления о творческих конкурсах, о фандрайзингах).

В старшей школе, кроме этого, есть стенд с маленькими брошюрками, типа «подростки и наркотики» и т.п. А в младшей-средней школах часто лежит фотоальбом с предыдущего учебного года, так называемая Year Book. Любой желающий может все это посмотреть.

 

Кроме того, несколько идей по поводу демонстрации достижений школьных учителей и самих учеников.

В той школе, где сейчас учатся мои младшие, все достижения вывешены при самом входе, т.е., еще ДО того помещения, где ожидают родители. Там висят медный таблички, на одной рассказывается, в честь кого названа школа, и чем этот человек знаменит, на других перечисляются наиболее важные достижения школы (присуждения разных наград), сразу за этим начинаются «витрины» со спортивными кубками за все годы существования школы, списки отличников висят весь семестр. А наиболее важные знаки, такие как Голубая лента, вообще висят НА ФАСАДЕ. (И это — во всех школах так).

Еще в нашей школе, как и в большинстве других, есть такое электронное табло, которое стоит так, чтобы его было видно с дороги проезжающим машинам. Так вот, когда кто-то из учителей получает какую-то награду или премию, про это обязательно идет бегущая строка. Так же, как когда команда по кроссу занимает призовое место!

 

*  *  *

 

Е.А.:

В холле школы можно сделать видеозал для демонстрации родителям художественных и научно-популярных фильмов по проблемам воспитания и обучения, тех фильмов, которые помогут им понять своих детей (предположим, что родителями, встречающие своих детей после уроков, могут увидеть
фрагменты кинофильмов в своеобразном «зале ожидания»).

В этом же «зале ожидания» можно разместить музей рационального воспитания.. В его экспозицию мы рекомендуем включить не портреты великих педагогов, а стенды, например, «Из года в год» — с описанием интересных семейных традиций, «Полезные родительские советы», «Если ребенок…» — также основанные на советах педагогов и психологов, выполненных в виде кратких предложений по структуре «если:, то…»

Отдельная тема – это оформление остальных помещений школы.

Например, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, руководителю предстоит определить своеобразный рейтинг значимости школьных помещений. Значимости для себя и для посетителей.

На этот счет существует несколько точек зрения.

Одни считают, что кабинет директора – это «лицо» школы. Другие – что директор должен позаботиться о себе в последнюю очередь.

 

Алла:

 

Про кабинет директора — не согласна! Ведь это, пожалуй, второе место по количеству посторонних посетителей. (Третье — актовый зал, там из посторонних чаще всего бывают ветераны.)Все высокопоставленные гости принимаются именно в кабинете директора (послы, консулы, иностранцы, муниципалы, депутаты), и это должно быть удобно хотя бы для того, чтобы чувствовать себя уверенно.

 

Другое дело, что он не должен резко контрастировать с остальными помещениями. (Эти же самые гости потом часто и по школе проходят… )

 

* * *

Благоустройство классов и коридоров — вещь, отработанная годами, там всё стандартизировано, не сильно разгуляешься, да и не нужно. Капитальный ремонт туалетов без вложений извне не проведёшь (разве что один в учебный год — только туалетами заниматься не получится, особенно если здание не новое). А вестибюль — в каком-то смысле лицо школы.

 

 

Наташа:

 

Честно говоря, посторонние посетители меня волнуют (и, по моему мнению, должны волновать школу) гораздо-гораздо меньше, чем «свои». К «своим» я отношу детей, родителей, учителей.

Если в кабинете директора красота и марафет, а в классе штукатурка падает, то плевать мне и на иностранцев и на муниципалов — ремонтируйте и обустраивайте классы. А вот если и классы, как конфетки, и коридоры-столовые-туалеты тоже, то, так уж и быть, привозите еще ковры и мебель в кабинет директора.

 

* * *

Я думаю, что начинать благоустройство надо с 1) классов, 2) коридоров, 3) столовой и туалетов
Т.е. мест, где чаще и дольше бывают наши дети.

А традиции, отработанные годами, вполне можно и сломать.
И сделать все по-другому. Да, есть некие обязательные правила (отсутствие штор в коридорах, краска, а не обои и т.д.), но даже в их рамках можно много чего придумать. Те же выставки рисунков, игрушек, поделок, костюмов, или картины на стенах, или кубки-медали-грамоты…

 

 

Вообще-то, мне сложно себе представить, чтобы, к примеру, Януш Корчак или Сухомлинский обеспечивали бы себе более комфортные условия, чем их ученики. А ведь вся педагогика — именно здесь!

…Вспомнилось правило: при крушении капитан покидает корабль последним. А директор?… Мне кажется, что директор в данном случае находится в более сложном положении, чем капитан тонущего корабля: в отличие от капитана, ему необходимо подтверждать свой высокий этический статус постоянно. Наверное, ни один уважающий себя педагог не сможет есть сам, не накормив находящегося рядом ребенка. Почему же при школьном благоустройстве иногда приоритет отдается взрослым? Разве это справедливо?

 

Скачать файл>>

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: