Коллективные и групповые формы взаимодействия прони­зывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, заду­шевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения про­блемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если с каждым родителем удалось найти индивидуальный стиль вза­имоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поде­литься с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это по­может лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного меж­личностного взаимодействия являются внимательность, про­никновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия заложены боль­шие воспитательные возможности. Так, разговор по душам мо­жет оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффектив­ность ее значительно выше. Именно в индивидуальном обще­нии родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате высокая их включенность в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их же­ланию учиться, к улучшению поведения детей, положительно­му развитию их самооценки, более полному выполнению до­машних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.

Интерес для отечественной школы представляет опыт вза­имодействия педагогов и родителей в американских учреж­дениях.

Особое внимание американские педагоги обращают на ин­дивидуальную работу, проводимую в форме непосредственно­го и опосредованного взаимодействия.

В качестве опосредован­ного взаимодействия школой разрабатываются памятки для родителей, в которых содержится основная необходимая им информация: о правах и обязанностях школы, родителей и де­тей; необходимых формальностях, часах и днях консультаций для родителей со стороны учителей и администрации; основных мероприятиях за год и др. Памятки, помимо информирования родителей, выполняют еще одну важную функцию — поддер­живают уверенность родителей в том, что они являются частью школьного коллектива, равноправными участниками процес­са обучения и воспитания детей. Иногда в памятки включается и описание навыков, которые необходимо развивать у детей того или иного возраста, даются примеры выполнения домашних заданий, указывается рекомендуемая литература и материалы для дополнительных занятий.

Другой формой опосредованного общения классного руко­водителя и семьи являются календари, которые составляются на неделю в младших классах, на месяц или четверть — в стар­ших. В календарях отмечаются мероприятия, в которых могут или должны участвовать родители (классные собрания, конфе­ренции, праздники), предложения о том, чем могут заняться родители и дети дома, чтобы лучше знать изучаемые темы, о том, какие рефераты и сочинения предстоит писать детям, сро­ках и темах контрольных и тестовых работ. В младших клас­сах в календари заносятся домашние задания, которые получат дети в течение недели.

Третьей формой опосредованного взаимодействия являют­ся газеты для родителей, издаваемые школой или департамен­том образования. Они выходят один раз в месяц или в квар­тал. В них публикуются новости из школы об учебе детей, развитии материальной базы, контактов с другими школами, организациями, новых программах и др. Обязательно есть раздел и для родителей с информацией о новых изданиях, о том, как развивать у детей необходимые навыки, о том, чем инте­ресуются дети.

К формам непосредственного взаимодействия относятся встречи и беседы, выполняющие в первую очередь развиваю­щую и поддерживающую функции. Родители, в большинстве своем не имеющие профессиональных навыков обучения и вос­питания, выполняющие в своей жизни множество функций — рабочих, семейных, личностных и др. — и подчас несущие на своих плечах груз множества проблем, нуждаются в поддерж­ке со стороны педагогов и психологов.

Можно пред­ложить шаги по оказанию помощи семье в выполнении обу­чающих и воспитывающих функций (8 шагов к успеху).

  1. 1. Развивать границы сотрудничества. Помимо формально­го взаимодействия (лекции, собрания, беседы и др. ) классно­му руководителю следует развивать неформальные способы вза­имодействия с семьей и семей между собой (чаепития, встречи для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию и др. ). Для большей эффективности лучше сделать эти формы взаимодействия регулярными.
  2. Развивать уверенность родителей в успехе. Им необхо­дима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной ра­боте. Такую поддержку может дать взаимодействие с учителя­ми, другими семьями и собственными детьми.
  3. Использовать новые пути для привлечения семей. Иног­да родители не могут понять подхода учителей и психолога к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному (в течение недель или месяцев) общению с профессионалами. В этом слу­чае необходимо использовать методы, позволяющие им понять друг друга и долговременно общаться:

— попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, роди­тельском клубе, вечерних курсах по обучению детей или ро­дителей и др. );

— развивать контакты с семьями, уже имеющими подоб­ный опыт;

— использовать «союзников» — людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя, учителя или психолога;

— использовать с этой целью радио, телевидение, газеты и пр. ;

— распространять информацию на понятном для родите­лей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной доставкой;

контактировать с организациями, обслуживающими со­ответствующие социальные группы.

  1. Привлекать семьи для участия в организации и прове­дении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, проверка работы классов, различного вида конкурсы и др. ).
  2. Организовывать тренинги и оказывать поддержку как пе­дагогам, так и семьям. Совместная работа требует новых навы­ков как от классного руководителя, так и от родителей. Обучение новым навыкам и поддержка в выполнении новых ролей — ос­новной залог успеха в данной работе. Перед тем как приступить к новой работе, семьи обязательно должны иметь достаточную информацию (не только непосредственно относящуюся к работе, но и о культуре, традициях и особенностях школы в целом) и зна­ния. Новые участники обязательно должны работать с более опыт­ными, что поможет их адаптации. Кроме того, необходимо обес­печить участие всех в тренингах общения, решения конфликтов, развития навыков совместной работы.
  3. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью и твор­чески. Они могут быть самого разного рода (наличие в семье ма­леньких детей, отсутствие транспорта, занятость в данное время другими делами, неумение общаться с людьми, особенно из дру­гих социальных групп, отсутствие поддержки и заинтересован­ности и др.). Классному руководителю необходимо учитывать барьеры и преодолевать их по возможности максимально полно и творчески. Добровольное участие должно компенсироваться в любой приемлемой форме (благодарность, моральная поддерж­ка, возможность общения, чаепитие, ответная помощь в случае необходимости, подарки, забота о маленьких детях, пока роди­тели заняты школьной деятельностью, и др.).
  4. Предупреждать эмоциональное «выгорание» родителей. «Выгорание» — эмоциональная усталость и стресс, возникаю­щие при работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей. Чтобы пре­дотвратить его возникновение, можно:

— разделять заботы  по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;

— убедиться в том, что семьи получили необходимую под­готовку к данной работе;

— в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;

— обеспечивать общение семей друг с другом с целью от­дыха, оказания помощи и поддержки.

  1. Классный руководитель, учителя, психолог должны ве­рить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей и работе школы. Только тогда они будут спо­собны помочь семьям преодолеть все сложности этой работы.

Обучающее общение классного руководителя и родителей может быть сконцентрировано вокруг следующих тем;

— учебные предметы, изучаемые детьми в школе;

— подготовка к урокам и выполнению домашних заданий;

— основные учебные умения (анализировать задания, пла­нировать свое время, доводить начатое до конца и др.);

— модальности восприятия (слух, зрение и др.) и их исполь­зование;

— как работать с детьми;

— система поощрения;

— система оценивания (для детей и родителей);

— как писать рефераты и сочинения,  как писать контрольные работы и готовиться к ним;

— защита своих прав (для детей и родителей);

— самооценка;

— справочные и дополнительные материалы и др.

Еще одной формой работы классного руководителя с роди­телями являются группы по саморазвитию. Состоящие из ро­дителей (иногда отдельно из матерей или отцов), они организу­ются при школах или иных учебных центрах. Руководит такой группой обычно психолог или социальный педагог, встречают­ся они на регулярной основе. Цель работы — приобретение на­выков, необходимых для развития детей дома, и активное ус­тановление сотрудничества семьи и школы. Обычно группы организуются либо для развития родителей в определенном на­правлении (например, группы родителей, имеющих детей в си­туации риска или ставящих целью развитие творчества детей, их мотивации достижения, самооценки и т. д.), либо объединя­ющие родителей по какому-то признаку (по национальности, культурным традициям, месту жительства и др.). Классный руководитель может либо помочь родителям в организации группы, либо (при соответствующей квалификации) быть ее руководителем.

Можно выделить 4 типа консультативных групп для родите­лей:

1) группы, работающие определенный срок времени по жест­кой программе, в которой подробно описан ход проведения каж­дой встречи;

2) группы, имеющие строго определенную тему, но не лимитированные временем; 3) группы, ограниченные по вре­мени, но имеющие только общую тему для встреч; 4) группы под­держки, не ограниченные по времени и темам встреч, определя­емым в зависимости от интересов участников.

Примером группы первого типа может служить семине­дельная программа «Тhе 1оwа Strengtheinig Families Program». Она предполагает организацию группы родителей, име­ющих детей младшего подросткового возраста, под руковод­ством классного руководителя или социального педагога. Встречи проводятся как с группой родителей, так и с группой детей, финальная встреча организуется для обеих групп вмес­те. Цели программы для родителей: научить их оказывать по­зитивное влияние на своих детей, понимать и учитывать осо­бенности возраста, эффективно взаимодействовать с детьми в повседневном общении, учить здоровому образу жизни и ре­гулировать их поведение. Цели программы для детей: укре­пить позитивное представление о своем будущем, научиться ставить позитивные цели в жизни, управлять эмоциями и вы­ходить из стрессовых ситуаций, принимать на себя ответствен­ность, управлять давлением, которое могут оказывать взрос­лые, и положительно относиться к взрослым. Цели программы для семьи: практиковать позитивное общение, идентифициро­вать сильные стороны семьи и ее ценности, учиться нести от­ветственность и разделять ее в семье, решать проблемы и пла­нировать свободное время.

Примером группы третьего типа может служить программа

«Parent Education for Fathers»  которая была разработана для группы в 12 пар отцов и детей младшего воз­раста и включала в себя 12 встреч по 2 часа, раз в неделю. Цель программы — развить положительное восприятие отцами сво­его участия в процессе воспитания ребенка. Использовались иг­ровые методики и обучение. При исследовании эффективности программы были получены результаты, свидетельствующие о том, что участие отцов в таких встречах ведет к значительно­му росту их уверенности в своей родительской компетентнос­ти, но практически не снижает родительского стресса.

От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для пе­дагогов становится повышение уважения со стороны родите­лей и общества в целом, улучшение межличностных взаимо­отношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетво­ренность своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощуще­ние своей значимости в школе, увеличение родительской ком­петентности и получение одобрения своей роли родителей, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учебе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.

Скачать файл>>

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: