Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения  с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: “А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами”, посвященный Дню матери и семейный капустник “День, пахнущий мимозой”.

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.

Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс.

С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги (см. приложение).

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности     оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты   не заставят себя ждать

Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

По результатам участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации   по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.

В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм обаяния родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие  в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

Плохие привычки — наследственность или влияние социума?

Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

“За” и “против” школьной формы.

Нужны ли ребенку праздники?

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки   и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: “Прежде всего, не навреди”.

 Маршрут выходного дня – один из эффективных и инновационных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов в соответствии с поставленной целью.

 Родительский клуб – эффективная форма взаимодействия с семьей, целью которого является создание единого воспитательно-образовательного пространства, а также оптимизация детско-родительских отношений в семье.

Организуя работу родительского клуба «Семейный лад», были поставлены следующие задачи:

  •  оказание консультативно-методической помощи родителям;
  •  повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах развития детей;
  •  приобщение родителей к участию в жизни гимназии;
  •  распространение положительного опыта семейного воспитания детей.

         План работы клуба спланирован по нескольким направлениям:

  •  «Молодая семья»;
  •  «Творческая семья»;
  •  «Здоровая семья».

         Поступление ребенка в образовательное учреждение – очень важный и ответственный момент не только в жизни самого ребенка, но и взрослых. Поэтому был определен выбор первого направления.

В рамках цикла «Молодая семья» проводятся встречи с родителями     на темы: «Кризис 7-ми лет». «Первый раз в первый класс», «Адаптация ребенка» и др. Тематику встреч желательно спланировать по результатам анкетирования родителей в начале учебного года. В процессе встреч устанавливается доверительный контакт, используются различные средства: психологические тренинги, практикумы, экспериментальная деятельность, фестивали, конкурсы, видео просмотры, консультации.

Цель цикла «Творческая семья» — помочь родителям развивать творческие способности ребенка, раскрыть собственный потенциал, вызвать желание заниматься больше заниматься со своим ребенком различными делами творческого характера. Данное цикл включает в себя проведение ряда мастер-классов, конкурсов, а завершиться фестивалем семейного творчества.

Формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни, повышать роль семьи         в физическом воспитании – цель занятий следующего цикла «Здоровая семья».

Занятия в клубе по данному направлению проводятся по разнообразным тематикам и в разных формах организации: педагогическая гостиная    «В здоровом теле – здоровый дух!», семинар-практикум «Ярмарка здоровья», совместные конкурсы и праздники, просмотр фрагментов уроков физической культуры, презентаций. Эффективность организации деятельности родительского клуба «Семейный лад» можно отследить с помощью анкетирования проведенного     по завершению курса.

Ток — шоу — форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

 Брифинганалог пресс-конференции, отличающийся от нее тем, что обычно посвящен одному вопросу, новости, событию, и длится не более получаса. Брифинг представляет собой короткое оперативное мероприятие, в ходе которого выступающие сообщают новость, излагают свое отношение и обозначают свою позицию по тому или иному вопросу. Брифинг также самый удобный формат для сообщения сенсационной информации, рассчитанной на получение эффекта неожиданности, так как при таком способе нужный информационный посыл или идеологический тезис, завуалированный сенсационной новостью, будет некритически воспринят аудиторией, находящейся под влиянием сильных эмоций.   Сообщения выступающих на брифинге носят односторонний,  оповещательный характер, иллюстрируются конкретными фактами. Иногда брифинг   может быть полностью посвящен ответам на блиц-вопросы присутствующих, так как презентационная часть в нем отсутствует. Перед общением возможно краткое – не более десяти-пятнадцати минут – выступление одного или двух спикеров.

  

Приложение

Игровой тренинг для учащихся и родителей. 5-й класс

Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность ро­дителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

Занятие I

Задание 1

Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания – 5-6 минут.

Задание 2

Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут.

Задание 3

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, «в детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно так же необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя…» Время выполнения задания — 5-6 минут.

Задание 4

В круг поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыг­рать роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 — слезам и горю по­моги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 5

Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого време­ни создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила-была кошка». Время выполнения задания — 5-6 минут.

Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожима­ют друг другу руки.

Занятие II

Задание 1

Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Привело». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания — 3 минуты.

Задание 2

Участникам группы необходимо инсценировать рисованный рассказ «Жила-была кошка». Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 3

Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полет на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевленный предмет, один неодушев­ленный и одну памятную вещь. Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 4

Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Чело­век шел по улице и, не заметив яму, свалился в нее. Проходящий мимо другой человек… Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закон­чилась эта история.

Время выполнения задания — 6-7 минут.

Задание 5. «Подарки»

Каждый участник группы отмечает день рождения и получает

подарки. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и  все вручают  ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения — 3-4 минуты.

Ритуал прощания.

Занятие III

Задание 1. Игра с мячом.

Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получается. Мяч передается друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания — 6-7 минут.

Задание 2.

Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы:

«Я не люблю когда…» и «Я люблю, когда…». Время выполнения задания — 5 минут.

Задание 3. «Зеркало».

Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать помощью лица определенные эмоции и чувства, например радость, печаль, злобу, доброту и т. д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась участником. Время выполнения задания – 7-8 минут.

Задание 4. «Праздник в доме».

Участникам необходимо выполнить групповое задание. Они должны рисовать на листе ватмана новогоднюю елку и совместными усилиями украсить ее к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 5.

Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда поет «взрослые» песни, а команда родителей поет «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения — 7 минут.

Ритуал прощания.

Занятие IV.

Задание 1.

Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания — 8 минут.

Задание 2. Игра «Королевство».

 Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из ее членов какую должность должен занимать в королевст­ве, и приводит свое обоснование выбора. Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 3. Игра «Колдовство»

Игра проводится в парах (по выбору). Один из членов группы играет роль заколдованного принца или принцессы, а другой член группы должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания — 6 минут.

Задание 4. Игра «Паровозик»

Группа становится в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист дает свисток, и группа отправляется в путь. Машинист стано­вится во главе шеренги. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сбиться с пути. Задача группы — помогать маневрировать паровозику, чтобы никого не потерять в пути. Время выполнения — 10 минут.

Задание 5. «О чем я мечтаю»

Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу. Время выполнения задания – 5-6 минут.

Ритуал прощания.

Занятие V

Задание 1

Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: Мне радостно, когда… Мне грустно, когда… Время выполнения задания — 6-7 минут.

Задание 2. «Подарок на память»

Каждый член группы готовит любому участнику подарок на память. Это может быть рисунок, стихотворение, песня и т. д. Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 3

Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожела­ния, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий за ним человек.

Время выполнения задания — 10 минут.

Задание 4

Участники получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинете психоло­гии, предварительно проанализировав результаты совместного рисования детей и родителей.

Время выполнения задания — 15 минут.

Задание 5

Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые собы­тия в жизни и перечислить их.

Время выполнения задания – 6-7 минут

 

Скачать файл>>

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: