Формирование сотруднических отношений между учащими­ся, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Роди­тели, классный руководитель — воспитатели одних и тех же де­тей, и результат воспитания может быть успешным тогда, ког­да они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути дос­тижения намеченных результатов.

Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения ос­мысливать события, поэтому в решении ряда вопросов педагог может получить от них нужный совет. Сотрудничество учите­лей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуаци­ях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его инди­видуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формирова­нии ценностных жизненных ориентации.

В то же время значительная часть родителей не професси­ональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой пробле­мы, определяют содержание и формы педагогического про­свещения.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родите­лей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют классные руководители. Достижение этой цели возможно, если классный руководитель:

 исключает в ра­боте с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размыш­ляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях;

тактично подводит их к пониманию необходимости педагоги­ческих знаний. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения классного руководителя с родителя­ми должна показать, что педагог нуждается в них, в объедине­нии усилий, что родители — его союзники и он не может обой­тись без их совета и помощи. Не все родители откликаются на стремление педагога к со­трудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка;

классному руководите­лю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодей­ствие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддер­живает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родите­лей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каж­дого ребенка и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

Можно обсудить с родителями следующие вопросы.

  1. Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите ос­новные его проявления.
  2. Почему необходимо сотрудничество педагогов и роди­телей?
  3. В чем школа может помочь родителям, а родители — школе?
  4. Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудни­чать?
  5. Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и ро­дителей было плодотворным?
  6. Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.
  7. Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Формы взаимодействия классного руководителя с родителя­ми — это способы организации их совместной деятельности и об­щения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение ка­кой-либо проблемы воспитания на родительском собрании по­лезно продолжить при индивидуальных встречах с родителя­ми, на групповых консультациях.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллек­тивные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание — основная форма работы родите­лей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родитель­ского коллективов. Педагог направляет деятельность родите­лей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократичного об­суждения вопросов, может вести классный руководитель, в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родите­лям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, оп­ределяют варианты решения выносимых вопросов.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают ха­рактер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совмест­ного поиска. Один из эффективных способов повышения актив­ности и творчества участников собрания — включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за пове­дением детей, а затем поделиться полученными результатами. На основе этого педагоги и родители определяют, как постро­ить совместную работу по преодолению выявленных недостат­ков, закреплению положительного опыта.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нем разнообразны, и лучше, если родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, опре­делить проблемы для изучения, педагог может предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических ре­комендаций, а также проблем воспитания детей в данном кол­лективе.

Целесообразно осуществлять подготовку занятий поочеред­но группой родителей (советом дела). В зависимости от слож­ности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и про­водят занятие своими силами. Если приглашается специалист, организаторы предварительно обговаривают с ним круг про­блем, продумывают способы привлечения и активизации участ­ников занятия.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действи­тельно есть опыт положительного семейного воспитания по дан­ной проблеме. Обсуждение вопросов в такой форме вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим до­верием. Можно взять для обмена опытом несколько конкрет­ных вопросов, вызывающих наибольший практический инте­рес. Выступающими в этом случае могут стать родители, дос­тигшие в решении тех или иных проблем положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родите­лей или составления по группам проблемных вопросов, возни­кающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие при­глашается специалист (например, по вопросам психологии, по­лового воспитания). Ряд проблем может стать основой для спе­циально подготовленного диспута.

Диспут — размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогичес­кой культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, по­зволяет всем включиться в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и яв­ления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута, разбившись по группам, сами могут сформулировать наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них самые важ­ные, с которых можно начать обсуждение. Отобранные вопро­сы также целесообразно сначала обсудить в группах, а затем вынести на коллективное размышление. Для подведения ито­гов совету дела, педагогу или кому-то из родителей можно под­готовить обобщающее сообщение, используя специальную ли­тературу.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спек­такли или кинофильмы.

Встречу с администрацией, учителями класса целесообраз­но проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со свои­ми требованиями, выслушивают их пожелания. Возможны воп­росы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективно­го поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдель­ных групп детей.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может выбираться роди­тельским собранием на весь учебный год. В ряде классов, где родители активны и заинтересованны, функцию родительско­го комитета поочередно выполняют они все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педа­гогов, при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители выра­батывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обя­занности, роли, функции по организации работы как с родите­лями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с от­дельными семьями.

Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом воз­можностей и интересов родителей. В этом случае педагог взаи­модействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятель­ность. Классный руководитель проводит групповые консульта­ции, практические занятия для родителей, привлекая учите­лей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения.

Групповые занятия могут носить исследовательский харак­тер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудно­сти в учебе. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины трудностей де­тей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых заня­тий может быть связан с обучением родителей знаниям и уме­ниям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Особую заботу классного руково­дителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь их к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители организуют специальные встречи, проводят конференции, раз­мышления-консультации.

Покажем это на примере собрания «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИ­ТАНИИ ДЕТЕЙ».

Подготовка

  1. Анализ сочинений учащихся «Как я провел(а) выходной день».
  2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспита­нии детей.
  3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось про­должить фразы:

В свободное время я люблю. . . . . . . . . .

Человек, с которым я хотелбы быть в трудную минуту,— это. . . . . . .

Мне интересно общаться с. . . . . . . . .

Если б я был папой, то. . . . .

  1. Оформление результатов различных видов деятельнос­ти учащихся.
  2. Выпуск газет «Наши папы» в которых рассказано о про­фессии отцов,их увлечениях.
  3. Составление списка литературы по проблеме воспитания детей в семье, роли отца в этом процессе.

План проведения

  1. Вступительное слово о цели собрания, о причинах егопроведения.
  2. Выступления двух отцов о своем участии в воспитании ребенка.
  3. Анализ классным руководителем результатов анкетиро­вания учащихся:

а) сколько учащихся стремятся к общению с отцом;

б) о чем мечтают дети, чего они ждут от своих отцов (зачи­тываются некоторые анкеты).

  1. Анализ сочинений учащихся «Как я провел(а) свой вы­ходной день»:

а) сколько отцов приняли участие в организации выход­ного дня, провели его вместе с детьми;

б) воспитательная эффективность, полезность общения отцов и детей в выходной день.

  1. Классный руководитель зачитывает некоторые сочинения.
  2. Распределение отцов в группы. Предлагаются вопросы для последовательного обсуждения в микроколлективах. Мнения высказываются представителями групп и всеми же­лающими.

Вопросы

Какие выводы вы сделали для себя после сообщения ре­зультатов анкетирования и сочинений учащихся?

Какова роль отца в воспитании ребенка?

Что вы считаете необходимым изменить в своем общении с детьми?

Какие трудности вы испытываете в воспитании детей? Можно ли их преодолеть и как?

Какое участие в организации жизни класса могут принять отцы?

  1. На основе предложений, составленных классным руково­дителем, отцы определяют и письменно фиксируют форму сво­его участия в жизни класса, в воспитательной работе с детьми.
  2. Знакомство с творческими работами учащихся, достиже­ниями детей в различных видах деятельности.
  3. Предложения, прозвучавшие в ходе коллективного об­суждения, включаются в решение собрания.
  4. Подведение итогов собрания.

 

Скачать файл>>

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: