Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья.
Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение. Успех его положительного влияния на детей зависит от нравственно-психологического облика педагогов, их психолого-педагогической подготовки, отношения к своим обязанностям, а также от умения эффективно сотрудничать с родителями.
Со-трудничество — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач. Это наиболее эффективный тип взаимодействия, который характеризуется гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями, совместными действиями. При сотрудничестве возможны противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.
Сегодня образовательная система в большей степени, чем раньше, зависит от семьи, то есть все проблемы, касающиеся ребенка, решаются только через родителей.
Образовательному учреждению важно научиться выстраивать отношения с родителями как с социальными сопартнерами, с учетом их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности.
Сегодня, когда родители оказались под своеобразной «информационной лавиной», им, как никогда ранее, необходим доброжелательный и компетентный тьютор в мире образования и воспитания. Это позволит помочь каждой семье выстроить собственную психолого-педагогическую стратегию. Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы, им требуется комплексное сопровождение, которое на разных ступенях образования ребенка имеет различную интенсивность, объем и направленность. Одно лишь должно оставаться неизменным: родитель чувствует, что он нужен школе и, что школа работает с ним постоянно и системно.
Работа с семьей должна строиться не фрагментарно, от праздника к празднику, а иметь своеобразную мотивационную сетку, когда родители растут вместе с педагогическим коллективом и постепенно становятся готовыми к со-партнерскому взаимодействию.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: